15.01.2019
Ребенок капризничает, плохо спит, истерит. Что может быть причиной? Многие родители считают, что ребенок немного устал, либо он так пытается чего-то добиться от них. Но одной из главных причин может оказаться перестимуляция. Как воспитывать ребенка, чтобы он оставался психологически устойчивым в информационном беспорядке. Об этом мы беседуем с Ириной Млодик, к.психол.н., психологом и автором книг.
Ирина МЛОДИК, кандидат психологических наук, психолог, гештальт-терапевт, автор книг и статей по детской и взрослой практической психологии, авторских обучающих курсов «Детская комната» и «Неспешность и подлинность».
Ирина Юрьевна, одна из проблем современного общества – перестимуляция. От чего зависит умение ребенка воспринимать большой объем информации?
И.М.: В первую очередь умение воспринимать и обрабатывать информацию зависит от темперамента. Флегматики все воспринимают медленно, но глубоко, переключаются с трудом. Холерики – быстро воспринимают, лабильны, им трудно быть долго включенными в какой-то один процесс. Меланхолики – чувствительны и восприимчивы. Для них жизнь всегда ощущается как избыточность стимулов, им хочется закрыться от всего и попереживать. Лишь сангвиникам нравится все новое и могут быть с этим новым в хорошем контакте.
А что еще может влиять на способность обрабатывать стимулы?
И.М.: Особенности семьи, в которой растет и развивается ребенок. Есть семьи, где ребенок может расти в ситуации избыточных стимулов. К примеру, если родители проявляют сильные эмоции по отношению друг к другу. В квартире шумно, избыток цвета и неспокойно. Или, наоборот, ребенок может находиться в дефиците стимулов: его не берут на руки, не проявляют эмоциональных переживаний. Или это происходит крайне редко, в очень узком кругу хорошо знакомых людей. В таких семьях обычно мало разговоров и событий.
Что происходит с психикой ребенка, родители которого активно занимаются его развитием?
И.М.: Такие родители предлагают детям много опыта, новые информационные стимулы. Если ребенку подходит такая активная информационная среда, то он эффективно вбирает в себя неизведанное, не перегружаясь. Он может обработать все новое, что входит в его жизнь. Но часто такие родители не замечают избыток реальных и эмоциональных событий и перестимулированности детей.
По каким признакам родитель может заметить у ребенка перенасыщенность эмоциональными событиями?
И.М.: Перенасыщенность можно определить так: ребенок отказывается от нового, даже ранее интересного и любимого занятия. Капризничает или истерит, а поведение свое объяснить не может. У него случаются эмоциональные срывы, в которых ребенок просто сбрасывает накопившееся напряжение. Нередко возникает бессонница, соматические болезни из-за переживаний. Организм ребенка таким образом устраивает себе передышку. Важно помнить, что каждому ребенку требуется разное время для усвоения большого количества информации.
Как ребенок справляется с такими последствиями?
И.М.: Чтобы справиться с перестимуляцией, включается психологическая защита. Основная задача – сделать невозможным поступление еще чего-то нового, отключиться, закрыться, отвергнуть, организовать себе передышку. Родитель, нацеленный на развитие, может видеть в этом не попытку психики ребенка защититься, а проявление лени, капризов и непослушания. Иногда родитель думает, что ребенок хочет довести его «до белого каления».
Как родителям понять, когда ребенку нужна помощь специалиста?
И.М.: Помощь психолога или врача нужна в том случает, если родитель или педагог начинают замечать, что поведение ребенка изменилось. Ребенок стал отказываться от любимых занятий, а капризы и истерики становятся регулярными и уже больше напоминают нервные срывы. Ребенок болеет чаще, чем обычно, нарушается сон, аппетит. И самое первое, что нужно сделать, – снизить нагрузку. Если вовремя не оказать помощь ребенку, то это приведет к укреплению его защит от перестимуляции: истерикам или уходу в себя, интровертности, астении и снижению самооценки.
Как родителям найти баланс в воспитании, если они нацелены на активное развитие ребенка?
И.М.: Родителям и ребенку лучше договориться, например, о легальном дне «вне школы» раз в месяц. Школу нужно предупредить об этом. В течение этого дня ребенок отдыхает от школы и общения, но делает домашнюю работу. Это часто позволяет детям включать саморегуляцию и замечать, когда они слишком устали. А также помогает найти приемлемые способы для восстановления.
Какие могут быть последствия для ребенка, если родители в ущерб его развитию выбирают безопасность?
И.М.: Родители могут создавать условия недостимуляции. Они боятся, что ребенок устанет. Например, не отправляют ребенка в детский сад или оставляют его на домашнем обучении, лишая его возможности общения. Ограничивают общение со сверстниками и другими взрослыми. У ребенка возникает дефицит стимулов, который будет задерживать его социальное или эмоциональное развитие. Ребенок может ощущать себя неуверенно и осознавать, что он не очень умеет общаться. Контакт с другими людьми, необходимый в школе или в институте, будет даваться ему с неимоверным трудом. В дальнейшем он может закрыться вместо того, чтобы учиться взаимодействовать с миром.
Что бы Вы порекомендовали родителям в этом случае?
И.М.: Таким родителям нужно справиться со своей тревогой и иными эмоциональными сложностями и помочь детям пройти через новый опыт. И в следующий раз ребенок это сделает сам. Это позволит ему стать уверенным в своих силах, сильнее и смелее. В итоге более открытым к новому опыту и к общению со сверстниками.
Каким Вы видите идеальное сочетание безопасности и развития ребенка?
И.М.: Родители могут пробовать предлагать ребенку новый опыт и отступать, если чувствуют, что это перестимуляция. Со временем они научат детей самим определять и сообщать, когда они устают. Обычно это самый верный способ.
Что родитель должен делать в первую очередь, чтобы защитить ребенка от перегруженности?
И.М.: Для начала сам родитель должен уметь определить, когда ему шумно или холодно, мало чего-то или слишком много. Когда ребенок видит, как это происходит у близких взрослых, он учится делать то же самое. Важно доверять ребенку и дать возможность определить внутри себя, сколько ему нужно. И постепенно отдавать ребенку ответственность за собственное состояние.
Беседовала Зульфия Хайрова,
ответственный редактор журнала
Виды перестимуляции
Избыток информации, которую необходимо осмыслять, «раскладывать по полочкам».
Что может возникнуть? Ребенок может ощущать дискомфорт и хаос. Возникает стыд и вина за то, что отсутствует возможность справиться с потоком информации.
Избыток эмоций, которые могут возникнуть в том случае, если события вызывают сильные переживания, с которыми невозможно быстро справиться.
Что может возникнуть? Трудности в возможности сосредоточиться, думать, учиться, принимать серьезные решения.
Избыток эротических сигналов, перевозбуждающих ребенка, которым сложно разрядить адекватным образом сексуальное напряжение.
Что может возникнуть? Появляются противоречивые чувства: возбуждение и запрет на то, чтобы его пережить. Может сформироваться сексуальная зависимость, стыд, вина и отвращение.
Избыток стимулов: громкий звук, большое количество людей, контактов, прикосновений, сильные запахи, много впечатлений.
Что может возникнуть? Такое состояние приводит ребенка к нервным срывам, крикам, истерикам, бессоннице или, наоборот, к уходу в сон, депрессию.