10.04.2017
Данная методика позволяет установить роль тех или иных мотивов при выборе профессии конкретным испытуемым.
Испытуемому предоставляется опросник, в котором содержится 18 суждений о профессии. Эти суждения выражают 9 групп мотивов.
Инструкция: В предложенном Вам опроснике имеется 18 суждений о профессии. Оцените, в какой мере каждое из данных суждений относится к избранной Вами профессии. Ответы могут быть 5 видов:
- «Да» - 5 баллов;
- «Скорее да, чем нет» - 4 балла;
- «Затрудняюсь ответить» - 0 баллов;
- «Скорее нет, чем да» - 2 балла;
- «Нет» - 1 балл.
Вы должны внимательно прочесть суждения и проставить знак «+» против этого суждения в ту колонку, которая соответствует Вашей оценке.
Бланк для ответов
№
|
суждения
|
да
|
скорее да,
чем нет
|
затрудняюсь
ответить
|
скорее нет,
чем да
|
нет
|
1
|
Позволяет приносить пользу нашему обществу.
|
|
|
|
|
|
2
|
Личный труд по этой специальности позволяет укреплять мир на земле.
|
|
|
|
|
|
3
|
Позволяет быть всегда в коллективе, участвовать в его делах.
|
|
|
|
|
|
4
|
Позволяет совершенствовать свой духовный мир.
|
|
|
|
|
|
5
|
Позволяет ощущать радость труда.
|
|
|
|
|
|
6
|
Способствует осознанию красоты труда.
|
|
|
|
|
|
7
|
Позволяет использовать все свои способности.
|
|
|
|
|
|
8
|
Позволяет постоянно самосовершенствоваться.
|
|
|
|
|
|
9
|
Дает большие возможности для творчества.
|
|
|
|
|
|
10
|
Позволяет быть оригинальным в работе.
|
|
|
|
|
|
11
|
Требует большого умственного напряжения.
|
|
|
|
|
|
12
|
Требует большого физического напряжения.
|
|
|
|
|
|
13
|
Хорошо оплачивается.
|
|
|
|
|
|
14
|
Обеспечивает стабильное будущее.
|
|
|
|
|
|
15
|
Ценится среди друзей и знакомых.
|
|
|
|
|
|
16
|
Обеспечивает быстрое повышение квалификации и профессиональный рост.
|
|
|
|
|
|
17
|
Дает возможность работать в городе.
|
|
|
|
|
|
18
|
Обеспечивает поступление и обучение в ВУЗе.
|
|
|
|
|
|
Обработка данных
Для определения основных мотивов выбора профессии необходимо подсчитать суммы по каждой группе мотивов. Группы мотивов, имеющие максимальное количество баллов, являются основными в выборе профессии данным испытуемым.
Группы мотивов:
- Социальные (суждения 1 и 2) - желание своим трудом способствовать общественному прогрессу, социальная направленность на высшие общечеловеческие цели и потребности.
- Моральные (суждения 3 и 4) - стремление к совершенствованию своего морального облика, духовного мира, развитию нравственных качеств.
- Эстетические (суждения 5 и 6) - стремление к эстетике труда, его красоте, гармонии, восприятие прекрасного, получение ощущения радости от деятельности.
- Познавательные (суждения 7 и 8) - стремление к овладению специальными знаниями, познание содержания конкретного труда.
- Творческие (суждения 9 и 10) - стремление быть оригинальным в работе, совершение научных открытий, получение возможностей для творчества.
- Связанные с содержанием труда (суждения 11 и 12) - четкие знания о процессе труда, направленность на умственный и физический труд.
- Материальные (суждения 13 и 14) - стремление получать определенные блага.
- Престижные (суждения 15 и 16) - стремление к профессиям, которые ценятся среди знакомых, позволяют достичь видного положения в обществе, обеспечивают быстрое продвижение по службе.
- Утилитарные (суждения 17 и 18) - стремление руководить людьми, работа в городе, чистота и легкость, труда, ориентация на вуз.