Корпус №1 — Тюмень, ул. Крупской, 21
Корпус №2 — Тюмень, ул. Краснодонская, 61

Новости гимназии

27.04.2024
«Окна Победы» от 1 «В» класса
«Окна Победы» от 1 «В» класса «Окна Победы» от 1 «В» класса.

#Минпросвещения
#Росдетцентр
#ГодСемьи
#ПамятнаяДата
#Акция
#ДеньПобеды
#ОкнаПобеды


Посмотреть все новости

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Департамент образования и науки Администрации г. Тюмени

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

Портал услуг Тюменской области в сфере образования

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»

Центр защиты прав и интересов детей


Телефон доверия

персональныеданныедети

Сертификат дополнительного образования

Электронные сервисы

Телефон «горячей линии» Уполномоченного по правам ребёнка в Тюменской области  
(3452) 55-67-07

ГБУЗ ТО "Областной наркологический диспансер"  
(3452) 46-15-47, 46-86-17, 21-61-52, 34-18-80

Центр суицидальной превенции
8 (3452) 50-66-39

Социальная служба экстренного реагирования "Ребенок и семья"
8-800-200-72-02

Федеральная линия помощи "Дети онлайн"
8-800-25-000-15

Кабинет профилактики употребления ПАВ

Ляшук Ирина Сергеевна
8-982-935-12-25

Сайт Тюменского образовательного канала

Сайт отвечает требованиям ст. 29 закона РФ «Об образовании в РФ».

Независимая оценка качества образовательных услуг


Педагог и одаренные дети

Педагог и одаренные дети 03.07.2015

Не подлежит сомнению, что ключевой фигурой в создании образовательной среды, способствующей развитию творческой природы одаренного ребенка, является учитель (педагог). В свою очередь, это предъявляет особые требования к его профессиональной и личностной подготовке. Здесь уже недостаточно высокой предметной подготовки, потому что обучение начинает приобретать развивающий характер [25; 26]. Следовательно, на смену традиционным образовательным технологиям, ориентированным на передачу учащемуся знаний-умений- навыков в той или иной предметной области, приходят развивающие технологии, ориентированные на развитие способности учащегося быть субъектом образовательной деятельности как процесса своего развития в целом: и телесного, и эмоционального, и интеллектуального, и личностного, и духовно-нравственного. Поэтому, кроме предметной, подготовка учителя должна включать в себя:

* представление о том, что такое одаренность и особенности развития одаренных детей;

* понимание того, что представляет собой развивающее образование, в чем его отличие от традиционных форм обучения и воспитания и даже от развивающего обучения (чаще всего для педагогов "образование" и "обучение" - почти синонимы);

* знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях различных образовательных сред;

* знание о том, что такое образовательная среда, ее разновидности (семейная, младшешкольная, среднешкольная, старшешкольная, внешкольная дополнительная и стихийная), кто является ее субъектами, каковы типы образовательной среды (догматическая, творческая и др.) и типы взаимодействия между ее субъектами (авторитарный, демократический, гуманистический и т.д.);

* знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса, а для этого - умение выделить психологические и дидактические цели, а также "облачить" психологические задачи в дидактическую форму учебно-методического материала и организации учебного процесса;

* умение реализовывать различные способы педагогического взаимодействия между различными субъектами образовательной среды (с учащимися по отдельности и в группе, с родителями, с коллегами-учителями, со своим руководством);

* умение встать в рефлексивную (самоосознающую) позицию по отношению к тому, чему учить, как учить и зачем учить. "Чему учить" - тем знаниям, которые в результате скачка информационных технологий (мультимедиа, Интернет и т.п.) через пять лет станут никому не нужными, или же способам освоения новых видов деятельности, умению работать с мощными информационными потоками и т.д.? "Как учить" - традиционными методами передачи знаний по принципу "делай, как я" или "давай делать вместе, в сотрудничестве"? "Зачем учить" - чтобы вырастить высокопрофессионального, но "узкого", бездуховного специалиста или же специалиста широкого профиля, способного гибко перестроить свою деятельность при изменении социально-экономических условий и собственных жизненных установок, личность "планетарного сознания" с общечеловеческими жизненными ценностями или же личность, ограниченную профессиональными, конфессиональными, этническими и т.п. стереотипами?

Наверное, список можно продолжить. Но самое главное, что, работая с одаренными детьми, педагог должен уметь вставать в рефлексивную позицию к самому себе. Остановимся на этом немного подробнее.

Одним из основных психологических принципов работы с трудными, и в том числе с одаренными, детьми является принцип "принятия другого". Учитель должен изначально принимать ученика как индивидуальность, имеющую право быть личностью со своими уже сложившимися особенностями. Это означает, что отношение "ученик - учитель" уже не может строиться по логике объект-субъектного взаимодействия, потому что ученик и учитель выступают по отношению друг к другу в роли равноправных партнеров, сотоварищей (т.е. субъектов) по совместной деятельности в образовательном, учебно-воспитательном процессе. Заметим, что этот же принцип является базовым и для педагогики сотрудничества, и для гуманистической психологии, и для парадигмы развивающего образования в целом. При этом в последнем случае именно благодаря ему происходит превращение "знаний- умений-навыков" из цели образовательного процесса в средство развития познавательных, личностных и духовно- нравственных способностей учащегося.

Психологическая практика работы с учителями показывает, что преодоление указанной стереотипности восприятия, мышления и поведения - очень трудная задача, которую нельзя решить традиционными (лекционными, семинарскими) методами профессиональной подготовки. Более эффективными здесь становятся уже упоминавшиеся психологические тренинги (психотренинги), позволяющие учителю (или иному специалисту) осознать и изменить собственные стереотипы восприятия, мышления и поведения [1; 33-35].

Одаренные дети, как известно, очень часто представляют собой или своим поведением именно такие нестандартные ситуации, для решения которых сформировавшиеся ранее "учительские" стереотипы не только бесполезны, но и даже вредны, опасны и для ребенка, и для самого учителя.

Встреча с одаренным учащимся, по сути, является и для педагога, и для психолога своеобразным экзаменом в профессиональном, личностном и даже в духовно- нравственном отношениях. В случае успеха она принесет ни с чем не сравнимые положительные переживания, в случае неудачи - соответственно отрицательные. Но в обоих случаях такая встреча дает возможность пережить "точку роста", продвижения на пути профессионального и личностного становления.

Функции практического психолога, работающего с одаренными детьми, не могут ограничиваться только психодиагностикой (психометрией) при их отборе (тем более что это далеко не абсолютный метод), а должны включать в себя, по меньшей мере, еще и:

* психологическое сопровождение и поддержку детей, обучающихся по программам повышенной сложности;

* психологическую экспертизу, психологический мониторинг и сопровождение авторских и инновационных учебных программ, образовательных технологий, применяемых при работе с одаренными детьми;

* участие в проектировании и реализации образовательной среды, способствующей раскрытию творческих способностей учащихся;

* психологическую подготовку педагогов и руководителей системы образования, работающих с одаренными детьми, и т.д.


Возврат к списку


© 2024 Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение Гимназия №1 города Тюмени
Создание и сопровождение сайтов в Тюмени
интернет-агентство «Промедиа».