Корпус №1 — Тюмень, ул. Крупской, 21
Корпус №2 — Тюмень, ул. Краснодонская, 61

Новости гимназии

22.02.2024
В гимназии прошел смотр строя и песни
В гимназии прошел смотр строя и песни Сегодня в гимназии (корпус 2) прошел конкурс «Смотр строя и песни», посвященный Дню защитника Отечества.


Посмотреть все новости

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Департамент образования и науки Администрации г. Тюмени

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

Портал услуг Тюменской области в сфере образования

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»

Центр защиты прав и интересов детей


Телефон доверия

персональныеданныедети

Сертификат дополнительного образования

Электронные сервисы

Телефон «горячей линии» Уполномоченного по правам ребёнка в Тюменской области  
(3452) 55-67-07

ГБУЗ ТО "Областной наркологический диспансер"  
(3452) 46-15-47, 46-86-17, 21-61-52, 34-18-80

Центр суицидальной превенции
8 (3452) 50-66-39

Социальная служба экстренного реагирования "Ребенок и семья"
8-800-200-72-02

Федеральная линия помощи "Дети онлайн"
8-800-25-000-15

Кабинет профилактики употребления ПАВ

Ляшук Ирина Сергеевна
8-982-935-12-25

Сайт Тюменского образовательного канала

Сайт отвечает требованиям ст. 29 закона РФ «Об образовании в РФ».

Независимая оценка качества образовательных услуг


Детские страхи

Детские страхи 03.07.2015

Без них не рос ни один ребенок. Список детских страхов длинен и разнообразен. Одни боятся темноты и когда их оставляют дома одних, другие - собак больших и маленьких, третьи - катастроф, аварий, пожаров, четвертые - врачей или парикмахеров. Кто-то боится вымышленных монстров из фильмов ужасов, а кто-то - реальных обидчиков из своего класса.

Нередко источники страхов - мы, взрослые, родители и учителя, грозящие наказаниями. Прибавьте сюда телевидение, смакующее криминальные новости, ужасы военных конфликтов и подробности взрывов.

Можно составить подробную классификацию и описание детских страхов - материала хватит на отдельную энциклопедию.

Что делать, чтобы страхов было меньше?

- Попробуйте вспомнить: как вы реагируете на слова ребенка, когда он рассказывает вам о своих опасениях. Не удивляетесь ли, не высмеиваете ли его или, наоборот, не укрепляете ли его тревогу? Постарайтесь, чтобы ребенок понял: бояться - это нормально и свойственно всем людям без исключения. Ведь иногда боязнь чего-либо помогает нам избежать ошибки или опасности. Обсудите с ним свои собственные детские переживания, вспомните, когда именно вы преодолели конкретный страх (темноты или собак, или ответов у классной доски, или еще чего-то).

- Не забывайте: есть страхи, которые в свое время посещают фактически всех детей без исключения. Примерно в возрасте шести-семи лет ребенок осознает, что все люди смертны. Этот факт может вызвать поначалу самые разные реакции - и бурные рыдания, и подавленность. Но мало кого из психически здоровых детей этот страх преследует долго или мешает им переключиться на свои повседневные дела.

- Многие страхи порождаются разговорами взрослых - о медицине, о всесилии мафии, о маньяках и тому подобных вещах. Объяснить правила предосторожности (не садиться в лифт с незнакомыми, не открывать дверь, когда один дома, правильно переходить дорогу и пр.) необходимо. Но вы не должны постоянно излучать тревогу и опасения - ребенок в этих случаях тоже начинает постоянно беспокоиться и бояться.

- Ориентируйтесь на индивидуальные особенности своего ребенка. Если он сверхвпечатлительный, возбудимый, эмоционально неустойчивый - дозируйте для него количество информации, не перегружайте впечатлениями. Кроме того, одни дети дают бурную реакцию на какое-то сообщение или событие, но быстро забывают о нем. А другие могут внешне и не выразить свой испуг, но, тем не менее, впасть в глубокое и длительное состояние подавленности.

- Чрезмерная требовательность к детям, постоянная угроза наказания - тоже мощные источники страхов. Постарайтесь не допускать перегрузок ребенка, не переоценивайте его силы. Он вовсе не обязан оправдывать ваши ожидания, у него не должно возникать ощущение собственного бессилия, неуверенности в успехе. Подумайте, как относится к оценкам, контрольным, экзаменам, соревнованиям он сам и вы лично.

- Если у ребенка богатая фантазия, развитое воображение, к тому же если он проводит много времени у телевизора или "видика", а других интересов не сформировано, будьте готовы к самым неожиданным и разнообразным его страхам. Увиденному в фильмах он придает еще более впечатляющие и ужасающие черты. Стоит направить незаурядные способности такого ребенка в другое русло, например в художественное творчество.

- Научитесь сами и научите своего ребенка расслабляться, снимать психическое напряжение (смотрите статью "Ребенок и стресс"). Если он еще мал - умейте отвлечь, переключить его внимание, не дать закрепиться тягостным переживаниям.

- Никто не станет спорить, что самостоятельность и способность самому решать свои проблемы - необходимые качества. И все же для ребенка очень важно чувствовать свою защищенность, знать, что можешь рассчитывать на поддержку. Особенно это касается конфликтов со сверстниками, когда ребенок оказывается в положении жертвы. Вмешиваться или не вмешиваться родителям? Если не хотите, чтобы позиция жертвы и страх перед обидчиками закрепились, вмешивайтесь.

Страх перед водой.

Как научить ребенка уверенно чувствовать себя в воде? Ведь это вопрос его безопасности. Страх сковывает тонущего, не дает ему преодолеть какие-то метры к спасительному берегу.

Что делать, если ребенок боится воды?

- Прежде всего, не стыдите его. Скажите, что бояться утонуть - нормально для не умеющего плавать. Иначе он будет думать, что этот страх - его постоянное качество, а не преходящее явление. Выразите уверенность в успехе.

- Не торопите события. Разрешайте играть на берегу, не заходя в воду. Используйте игры в воде, в которых надо постепенно заходить все дальше или достать отлетевший в сторону мяч. Не обязательно полностью исключать ситуации, в которых ребенок может испытывать страх. Например, попробуйте погрузиться с ним в воду, прижимая к себе. Но если чувствуете сопротивление и усиление боязни, временно оставьте такие приемы.

- Попробуйте использовать его сопротивление. Например, попросить показать, на сколько он может зайти в воду или погрузить в нее лицо. Раз от раза ребенок убеждается, что еще полсантиметра погружения он может выдержать, и страх постепенно исчезает.

- Действуйте от противного. Скажите ребенку, что сейчас пойдете с ним в воду, а сами отвлекитесь на какое-то дело или затейте долгий разговор с третьим лицом. В конце концов, ребенок будет изнывать от напряжения и неопределенности и будет готов войти в воду, лишь бы прервать затянувшееся ожидание.

- Найдите в детской литературе историю, в которой герой испытывает и преодолевает страх воды. Проиграйте с ребенком эту ситуацию. Историю можно придумать и самим.

Преодолевая боязнь воды у ребенка, не впадайте и в противоположную крайность. Он должен понимать, что бывают и опасные ситуации, в которых нужно правильно реагировать и использовать свои навыки и умения.

Страх смерти.

В трех-четырехлетнем возрасте дети начинают понимать, что смерть - это что-то очень важное. Не избегайте разговоров о смерти. Тогда у ребенка не сформируется страх всего, что связано с этой стороной нашего существования. Легче предупредить его, чем потом преодолевать.

Как говорить с ребенком о смерти?

Лучше всего сказать правду. Малышу - в очень простом виде. Например: кто-то умер - это как механизм или игрушка, которую уже нельзя починить. Но старайтесь не фиксировать внимание на болезни как причине смерти. Тогда ребенок будет бояться малейшего недомогания. Остерегайтесь сравнивать смерть со сном. Ребенок может начать отказываться идти спать или будет лежать в кровати без сна.

Можно рассказать ребенку о душе, особенно если это совпадает с вашими представлениями. Объясните, что душа - это особая часть человека. Это то, что нам запоминается о нем: какой он был добрый, веселый, озорной и т. д. И даже если тело человека больше не живет, то его душа остается с нами.

Рассказывайте ребенку об умерших близких людях, рассматривайте вместе с ним фотографии.

Малышам трудней всего осознать, что смерть - это навсегда и необратимо. Ребенок будет задавать одни и те же вопросы, надо отвечать на них мягко и успокаивающе.

Не забывайте: главная причина страха смерти у детей - догадка, что родители могут умереть и оставить их одних. Если ребенок спросит об этом, ответьте, что люди могут жить очень долго. Обычно они умирают, когда их дети уже стали взрослыми.

Если вы избегаете разговоров о смерти, ребенок будет тревожиться еще больше. И наоборот: задушевные беседы помогут ему понять, что смерть - естественная часть (а возможно, и продолжение) жизни. Это происходит со всеми - растениями, животными, людьми. И вещи тоже стареют и разрушаются.

Страх темноты.

Многие дошкольники (а иногда и дети постарше) боятся входить одни в темную комнату, просят оставить на ночь свет в спальне или не отпускают маму, пока не уснут. Мы понимаем, что со временем эти страхи уйдут сами собой. Много ли вы знаете взрослых, которые просят кого-то включить в комнате свет, прежде чем зайти туда самим? Но если малыш капризничает до истерики и перестает ночью спать? Выход: научить ребенка ориентироваться в темноте и перестать ее бояться.

Как победить темноту?

Вот что советуют французские детские психологи:

1. Время от времени предпринимайте с ребенком прогулки в сумерках или в темноте.

2. Поиграйте с ним в полутемной комнате с приоткрытой дверью. Игра должна быть с сюжетом: например, вас застигла ночь в лесу, и нужно собрать дрова для костра (кубики или диванные подушки). Или: малыш за рулем машины на ночном шоссе.

3. Можно играть в темноте с помощью карманных фонариков. Покажите ребенку, как можно, двигая фонариком, получить разные фигуры - круг, буквы и т. д. Подойдите вместе с малышом к зеркалу, освещайте по очереди разные части его лица, направляя луч фонарика на изображение в зеркале. Потом попросите, чтобы он проделал то же с вашим изображением.

4. Устройте театр теней - поместите фонарик за ширмой (простыней), зайдите за нее и попросите угадать, каких животных вы изображаете с помощью рук.

5. Потанцуйте с ребенком в полутемной комнате с полуоткрытой дверью или с фонариками в руках.

6. Постепенно можно попробовать перенести игры с фонариком на улицу, приглашать для участия в них других детей и придумывать все новые забавы.

7. Найдите детскую книжку с героем, который боялся темноты. Или придумайте сами такую историю - обязательно, чтобы в конце герой-трусишка преодолевал свой страх.

8. Предложите ребенку порисовать на тему ночи, темноты, сна. Рисование позволяет малышу почувствовать, что он может что-то изменить: сделать, например, темноту доброй и нестрашной.

9. Через какое-то время страхи обязательно начнут отступать. Это непременно нужно отпраздновать. Устройте домашний планетарий - возьмите большую полиэтиленовую упаковку из-под продуктов, проделайте в ней много маленьких дырочек, положите в нее фонарик и подвесьте к потолку в темном помещении. Свет будет пробиваться через дырки, и на потолке получится картина "звездного неба". Лягте с ребенком на пол, наблюдайте за "звездами" и рассказывайте друг другу таинственные истории о жизни на этих звездах и других планетах.


Возврат к списку


© 2024 Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение Гимназия №1 города Тюмени
Создание и сопровождение сайтов в Тюмени
интернет-агентство «Промедиа».