А что испытывает ребенок перед 1 сентября? Какие чувства и мысли его обуревают?
В последнее время все чаще приходится констатиро¬вать, что к своим законным семи годам почти полови¬на детей, в особенности мальчиков, оказывается пси¬хологически не готова к началу регулярного обучения. Технически чаще готова, а с точки зрения зрелости всех предпосылок, необходимых для успешной адапта¬ции, — нет, то есть отмечается незрелость регуляторных функций, и как следствие — затруднено «опроизволивание» и поведения, и памяти, и речи...
Но все это может, как затруднять, так и облегчать, существование ребенка в школе именно в первые два месяца.
ВОСЕМЬ ПРИЧИН ТРЕВОГИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Мы глубоко убеждены, что первые четыре—шесть недель в школе
являются критическим периодом для любого ребенка. Это почти
нормативная ситуация, как с малышами в детском саду и их страхами.
Ведь и у будущего школьника масса страхов, неуверенности, тревоги.
Можно попробовать понять, почему.
1. Чаще всего ребенок попадает в малознакомое для него место, где он физически должен тратить свой ресурс на своеобразное «ориентирование».
2. Это ориентирование и построение новой для ребенка модели поведения необходимы не только в физическом пространстве, но и в пространстве новых формальных отношений — охранник, дежурный, буфетчика и др.
3. Наличие большого количества незнакомых лю¬дей, с которыми надо взаимодействовать, необходимость ориентироваться в пространстве уже неформальных отношений. Недостаточная структурированность школь¬ных правил и прав самого ребенка (плюс отсутствие хорошо знакомых людей, которые в этом отношении могут помочь).
Такая ситуация — «нерасписанность» всех воз¬можных проблем и разрешенных путей их решения — может стать источником истинного стресса для ребенка. Ведь ему неоткуда брать новые модели поведения, у него их просто нет в арсенале, а роди¬тели часто лишь излишне запугивают детей, счи¬тая, что чем жестче они расскажут ребенку о том, как надо вести себя в школе, что там нельзя де¬лать, тем послушнее и правильнее будет ею пове¬дение.
5. Повышение своего внутреннего статуса, что также часто не позволяет ребенку обратиться к родителям с простым вопросом, своеобразное неудобство перед близкими, «ведь я уже взрослый».Подобное повышение собственного статуса, традиционно называемого в педагогике «становлением позиции школьника», именно в начале школьной жизни часто является тормозящим адаптацию ребенка фактором.
6. Значительно возрастающие уже к третьей декаде сентября, а тем более к началу октября
образовательные, программные нагрузки, хоть формально и без домашних заданий, но фактически с ними.
7. Несовпадение ожиданий, то есть того, что ребенок в своем внутреннем плане представлял как ШКОЛУ, и того, на что он на самом деле «напо¬ролся».
8. Нарастание педагогических и родительских претензий к ребенку, вполне объяснимых, поскольку
все семь вышеперечисленных пунктов приводят к тому, что ребенок оказывается в ситуации настоящего стресса, усугубляющего его эмоциональное и физическое неблагополучие.
|