02.11.2016
Сегодня до 60 % маленьких россиян имеют на- рушения речи. Их интеллектуальное здоровье закладывается еще в утробе матери на 3–4 месяце развития плода. Медикаментозное воздействие, ин- фекционные заболевания будущей мамы, её вред- ные привычки и неправильное питание – всё это пагубно влияет в первую очередь на мозг и нервную систему будущего малыша. Если к уже возникшим нарушениям прибавляется еще и родовая травма, то ребёнку гарантирован букет диагнозов прежде всего от невропатолога. Однако мудрая природа щадит малыша, и пока ему не исполнился год, регулярные лечения и специальные занятия могут свести страш- ные диагнозы практически на нет.
К сожалению, не все родители внимательно относятся к рекомендациям специалистов, и спох- ватываются только тогда, когда пробелы в развитии ребёнка, в данном случае речевом, видны, что называется невооруженным глазом. Часто это про- исходит даже не в младенчестве, а в дошкольном возрасте, и тут, дабы не упустить драгоценное вре- мя, ребёнку должны помочь квалифицированные специалисты: невропатолог и логопед.
В детском саду No 194 Индустриального района две речевые группы, в которых воспитываются 30 человек. К нам поступают дети с общим недораз- витием речи, у которых нарушены все компоненты речи: фонетика, лексика, грамматика и связная речь. Вся работа в детском саду ведётся комплексно. Благодаря слаженной работе всего педагогического коллектива под руководством заведующей Г.Г. Кор- невой детский сад даёт таким детям возможность выйти на один уровень с благополучными сверстни- ками, а затем учиться в обычной массовой школе. Мы гордимся тем, что наши выпускники хорошо учатся. Благодаря умениям и знаниям, которые они приобрели в детском саду, им легко адаптироваться к школьным требованиям.
Систематически занятия ребёнка с недоразвити- ем речи обычно начинаются в 3–4 года. А до этого основная нагрузка в организации и проведении тренировочных упражнений ложится на родителей. Родители могут оказать неоценимую помощь, если будут систематически, терпеливо выполнять реко- мендации специалистов и в домашних условиях применять ряд упражнений.
МОТОРИКА ПАЛЬЦЕВ РУК
На развитие речи ребёнка влияет совершенство- вание мелкой моторики. Речь формируется у ребён-
ка тогда, когда движение пальцев рук достигают до- статочной тонкости. Поэтому при наличии речевого дефекта необходимо тренировать пальцы рук. К нам поступают дети, которые не умеют самостоя- тельно раздеваться, одеваться, удерживать обувь. Таких детей нужно научить правильно захватывать предметы, удерживать их. Для этого подберите дома игрушки или предметы разные по размеру, цвету и тяжести. Полезно научить ребёнка перекладывать предметы с одного места на другое. Можно провести такую игру: на плотной бумаге подготавливают кон- туры различных предметов и ребёнок по заданию мамы помещает соответствующий предмет на своё место. Предложите ребёнку распределить игрушки по размеру, цвету и тяжести.
Для развития более тонких движений пальцев очень полезным является раскладывание мелких предметов: пуговиц, палочек, зёрен по небольшим коробочкам или мешочкам. Ваши дети с удоволь- ствием будут нанизывать бусы, колечки, пуговицы на нитку, передвигать косточки на счетах, хорошо укрепляют мышцы руки зажимания резиновых мячей. Очень интересны для ребёнка игры с пальчиками: отбивание такта каждым пальчиком (имитация игры на пианино); отстреливание ватного шарика одним, двумя, четырьмя пальчиками; пальчиковая гимнастика, рисование на крупе, лепка, аппликация, конструирование прекрасно развивают пальчиковую моторику.
ДЫХАНИЕ
Дети, имеющие недоразвитие речи, в боль- шинстве случаев не умеют плавно и глубоко ды- шать. Дыхание у них прерывистое, выдох короткий не экономный, поэтому им трудно произносить длинные слова и фразы. Для отработки навыков правильного дыхания можно использовать сле- дующие упражнения: вдох носом – выдох носом; вдох носом – выдох ртом; вдох ртом – выдох носом; вдох ртом – выдох ртом.
Выработке активного выдоха способствуют сле- дующие упражнения:
1. Дуть через трубочку в бутылочку с водой, ста- раясь, чтобы вода бурлила долго и равномерно.
2. Дуновением перекатывать шарики, карандаши по гладкой поверхности.
3. Дуть через короткую трубочку на мелко наре- занные кусочки цветной бумаги или ватные шари- ки, постепенно увеличивая расстояния для более сильного дуновения.
4. С различной громкостью произносить звуки: [а], [у], [и], [с], [ж].
5. Надувать резиновые игрушки. 6. Играть на губных инструментах.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Для правильного произношения звуков родного языка необходима определённая работа органов артикуляции. Для усовершенствования основных движений органов речи эффективна артикуляци- онная гимнастика. Проводить её нужно ежедневно
по 5–7 минут, чтобы вырабатываемый двигательный навык закреплялся, становился более прочным. Ребёнок выполняет движения с мамой сидя пе- ред зеркалом сначала по подражанию, затем самостоятельно. Когда движе- ния языка, губ, щек и нижней челюсти освоены ребёнком, можно выполнять движения без зеркала.
В тех случаях, когда активные дви- жения языка затруднены, используется пассивная гимнастика. Например: мар- левой салфеткой взрослый захватывает язык и производит движения вправо, влево; вперёд, назад, вправо, влево.
Для выдвижения языка вперёд к губам протягивается конфета, нижняя губа об- мазывается вареньем и ребёнок облизы- вает её. Для выработки движений языка в сторону намазать вареньем уголки рта.
Очень важно суметь убедить ребёнка в важнос- ти выполнения подобных заданий и внимательно следить за его успехами, отмечая даже самые незначительные. При исправлении речевых недо- статков ребёнка не следует заострять внимание на допущенных ошибках. По возможности корректиро- вать их, попросив ребёнка повторить исправленную фразу. И помните, что для ребёнка Вы являетесь образцом речи, дети учатся речевому общению, подражая, слушая и наблюдая за вами.
Литература
1. Волкова Л.С., Лалаева Р.И. Логопедия, – М.: Просвещение, 1985.
2. Крылов Б.С. Механизм речевого процесса и реабилитация больных с речевыми нарушениями. – М., 1989.
3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – Екатеринбург, 1999. 4. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи. – М.: Айрис-пресс, 2008.
5. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб., 1997.