Корпус №1 — Тюмень, ул. Крупской, 21
Корпус №2 — Тюмень, ул. Краснодонская, 61

Новости гимназии

25.04.2024
Идем к победе
Идем к победе Сборная команда гимназии «СпортУм» заняла 1 место в муниципальном этапе Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания». В соревнованиях приняли участие 13 школ города Тюмени.


Посмотреть все новости

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Департамент образования и науки Администрации г. Тюмени

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

Портал услуг Тюменской области в сфере образования

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»

Центр защиты прав и интересов детей


Телефон доверия

персональныеданныедети

Сертификат дополнительного образования

Электронные сервисы

Телефон «горячей линии» Уполномоченного по правам ребёнка в Тюменской области  
(3452) 55-67-07

ГБУЗ ТО "Областной наркологический диспансер"  
(3452) 46-15-47, 46-86-17, 21-61-52, 34-18-80

Центр суицидальной превенции
8 (3452) 50-66-39

Социальная служба экстренного реагирования "Ребенок и семья"
8-800-200-72-02

Федеральная линия помощи "Дети онлайн"
8-800-25-000-15

Кабинет профилактики употребления ПАВ

Ляшук Ирина Сергеевна
8-982-935-12-25

Сайт Тюменского образовательного канала

Сайт отвечает требованиям ст. 29 закона РФ «Об образовании в РФ».

Независимая оценка качества образовательных услуг


Как бороться с нарушением дисциплины учащимися

Как бороться с нарушением дисциплины учащимися 15.12.2015

Практические советы для учителей

Все учителя сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины. Мы предъявляем к ученикам определенные требования и ожидаем, что поведение учеников будет им соответствовать. Но взаимодействие учителей и учеников - это "улица со встречным движением", и часто отношение ученика к учителю выражается в форме конфликтного, проблемного поведения.

Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителями дисциплины, необходимо:

  • распознать истинный мотив поступка;
  • в соответствии с ним выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку;
  • разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению в будущем числа подобных проступков у этого ученика.

Именно стратегия создания позитивных взаимодействий, а не разовое разрешение конфликтной ситуации формирует уважение между педагогом и учениками.

Мотивы проблемного поведения

Нарушая дисциплину, ученик понимает, что ведет себя неправильно, но он может не осознавать мотивы своего поведения. У каждого ребенка за проступком стоит уникальная комбинация причин и целей.

Каковы бы ни были мотивы плохих поступков, педагоги должны взаимодействовать с учащимися. Если педагоги научатся распознавать цель нарушения поведения, они смогут конструктивно строить отношения с учеником, заменить непродуктивный способ общения с ним на эффективный. Правильная стратегия приводит к пошаговому уменьшению доли неприемлемого поведения. Педагогическое вмешательство - это создание неких условий, в которых дети могут принять или не принять решение изменить поведение. Выбор ученика зависит от того, учитывает ли взаимодействующий с ним педагог скрытые цели его "плохого" поведения. Любой учитель может помочь ученику чувствовать себя полноценным участником школьной жизни, действуя при этом приемлемыми способами.

Педагогу предлагается практический инструмент индивидуального подхода к данной проблеме - школьный план действий (далее - ШПД). Это план изменения поведения ребенка через эффективное взаимодействие с ним.

Составляя ШПД, учитель разрабатывает стратегию и тактику, как полководец. Конечно, это требует времени и анализа ситуации, но затраты оправданны. Меняются ваши установки, снимается тревога: раньше вы ждали только подвоха от проблемного ученика, теперь вы настроены на ожидание успеха.

Составляющие школьного плана действий

Итак, составляющие школьного плана действий:

  • понимание мотива "плохого" поведения;
  • выбор методов для прекращения выходки;
  • разработка дальнейшей тактики поддержки ученика;
  • включение родителей и педагогов в решение проблемы.

При этом педагог решает последовательно 5 задач, делает 5 шагов.

Шаг 1. Объективность описания проблемного поведения

Всем педагогам при описании проступка ученика не хватает объективности. Что именно делает ученик, нарушая дисциплину, должно быть кратко сформулировано для себя, без субъективных добавлений, украшений, т. е. "без эмоций". Вот примеры неправильных описаний, демонстрирующие различные предубеждения, установки:

  • Петя просто невыносим. Я не знаю, что с ним делать!
  • Наташа такая рассеянная, несобранная. Это просто ужас!
  • Миша такой инфантильный. Как он будет дальше учиться?!
  • Андрей совершенно неуправляемый. Он сведет меня с ума!

Описания, в которых фигурируют слова «неуправляемый, невозможный, инфантильный, невнимательный», - это оценки обиженных учителей, характеризующих не поступки учеников, а свои неудавшиеся попытки изменить поведение этих детей.

Но почему же один и тот же ученик может вести себя по-разному у разных учителей?

Шаг 2. Понимание мотива плохого поведения

Ученики, ищущие внимания окружающих, действуют, как настоящие артисты, они нуждаются в аудитории. Очень часто причиной "плохого" поведения учеников бывает потребность в особом внимании к себе. Причем есть дети, которым необходимо очень много внимания, они либо "заводят" весь класс, либо являются пассивными нарушителями поведения - например, все делают очень медленно, также требуя к себе внимания. Причем исправлять "пассивных" даже труднее, чем "активных", т. к. дисциплину они формально не нарушают.

Потребность во внимании - базовая психологическая потребность, как еда и питье. Но если детей учат просить пить и есть, то внимания они просить не умеют. А чем меньше внимания дома - тем больше вероятность поведения, направленного на привлечение его в школе. Такие дети не знают, как общаться в позитивной манере. Педагогу необходимо по возможности уделять внимание этим ученикам.

Поведение, направленное на утверждение своей власти над кем-то или чем-то, становится все более распространенным. Властолюбивые ученики постоянно задевают учителя, бросают ему вызов. Они могут применять разные тактики: делать все назло, сдавать позже всех работы или не сдавать их вообще, бормотать ругательства, демонстративно жевать... Они, как правило, "работают на зрителя": провоцируют вас перед классом, и вы чувствуете, что если проиграете эту публичную схватку, то в глазах всего класса будете неудачником. Это вызывает напряжение и тревогу.

Есть и пассивная форма властолюбивого поведения: дети улыбаются, говорят слова, которые мы желаем услышать, а делают только то, что хотят сами. Причем они могут оправдывать себя наследственностью, физическим состоянием, плохим вниманием или памятью, ослабленным здоровьем. Они не представляют отчетливо подчинение правилам и авторитетам.

Учитель должен быть готов грамотно и профессионально отреагировать на выходки властолюбца и научить ученика различать истинную личностную силу и властолюбие. Если педагог сможет это делать - атмосфера в классе будет способствовать росту личностной силы и свободы. Тем более что часто именно властолюбивые ученики - интересные, незаурядные личности, которые обладают лидерскими способностями, независимым мышлением. Они хотят сами думать, принимать решения и контролировать свою жизнь, что уже является отличной предпосылкой для формирования активной личности в будущем. Сложность заключается в том, что эти предпосылки они пытаются перенести на отношения с другими людьми, манипулируя ими.



Возврат к списку


© 2024 Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение Гимназия №1 города Тюмени
Создание и сопровождение сайтов в Тюмени
интернет-агентство «Промедиа».