Корпус №1 — Тюмень, ул. Крупской, 21
Корпус №2 — Тюмень, ул. Краснодонская, 61

Новости гимназии

19.03.2024
Лидия Николаевна, с днем рождения!
Лидия Николаевна, с днем рождения! С днем рождения поздравили первоклассники своего любимого учителя - Иванову Лидию Николаевну.


Посмотреть все новости

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Департамент образования и науки Администрации г. Тюмени

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

Портал услуг Тюменской области в сфере образования

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»

Центр защиты прав и интересов детей


Телефон доверия

персональныеданныедети

Сертификат дополнительного образования

Электронные сервисы

Телефон «горячей линии» Уполномоченного по правам ребёнка в Тюменской области  
(3452) 55-67-07

ГБУЗ ТО "Областной наркологический диспансер"  
(3452) 46-15-47, 46-86-17, 21-61-52, 34-18-80

Центр суицидальной превенции
8 (3452) 50-66-39

Социальная служба экстренного реагирования "Ребенок и семья"
8-800-200-72-02

Федеральная линия помощи "Дети онлайн"
8-800-25-000-15

Кабинет профилактики употребления ПАВ

Ляшук Ирина Сергеевна
8-982-935-12-25

Сайт Тюменского образовательного канала

Сайт отвечает требованиям ст. 29 закона РФ «Об образовании в РФ».

Независимая оценка качества образовательных услуг


Гиперопека: причины, последствия, советы

Гиперопека: причины, последствия, советы 03.02.2016

Их называют безынициативными, робкими и конформными. Дети-марионетки, дети-кумиры, дети-мимозы — ясно одно: это дети, которых присвоили себе родители.

Гиперопека - чрезмерная забота о детях. Гиперопека выражается в стремлении родителей окружать ребенка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать около себя, «привязывать» детей к своему настроению и чувствам, обязывать их поступать определенным, наиболее безопасным для родителей способом. При этом ребенок избавлен от необходимости разрешения проблемных ситуаций, поскольку решения либо предлагаются ему готовыми, либо достигаются без его участия. В результате ребенок лишается возможности не только самостоятельно преодолевать трудности, но даже их трезво оценить. Он теряет способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, он ждет помощи от взрослых, прежде всего от родителей; развивается так называемая выученная беспомощность - усповно-рефлекторная реакция на любое препятствие как на непреодолимое.

Почему это происходит?

Распространенный мотив гиперопеки — существование у родителей постоянного чувства страха за ребенка, навязчивых опасений за его жизнь, здоровье, благополучие. Им кажется, что с детьми обязательно что-то может случиться, что их нужно во всем опекать, предохранять от опасностей, большинство из которых оказываются плодом мнительного воображения родителей. Постоянные затруднения родителей, в основном матери, в самоконтроле и взаимоотношениях с окружающими, затяжные межличностные конфликты приводят к уходу от внешнего мира и всецелому поглощению жизнью ребенка.

Виды гиперопеки

Гиперопека может носить двусторонний характер. В одной семье мать может быть чрезмерно мягкой, сверхзаботливой, а в другой — чрезмерно авторитарной. В обоих случаях ребенок растет в доминирующей семье, в которой любые его действия всячески контролируются, а активность подавляется.

Если ребенок — любимец семьи, любовь матери направлена именно на то, чтобы отстранить от ребенка все, что мешает его детскому благополучию. Мало того что ребенок не знает отказов, его еще окружает целая сеть негласных поощрений, постоянно ему льстящих. В этом случае ребенок растет в исключительном чувстве первенства вне препятствий, противоречий и помех и вырастает несчастным «первым человеком», с дряблым характером, с отсутствием всякой сдерживающей дисциплины, неспособным на борьбу с жизнью.

Если родитель – диктатор. У таких родителей все должно быть подчинено правилам порядка. Еда и питье, одежда, сон и все домашнее хозяйство ребенка должно быть упорядочено. Родители требуют безусловной покорности, а также полного одобрения всего, всего, что они делают. Такого рода контроль осуществляется чаще всего с глубокой убежденностью в собственной правоте и в том, что он служит исключительно благу ребенка.

Результаты чрезмерной опеки

Внешние процессы индивидуации не находят надлежащего отражения, признания и вознаграждения. Наоборот, любая форма инициативности, стремление к автономности всякий раз игнорируется или даже наказывается. В результате формируется личность, которую можно назвать «присвоенная», — со сниженным чувством самоценности, нарушенной идентичностью. Cковывая ребенка по рукам и ногам, гиперопекающие родители, не оставляют ему возможности научиться самому познавать мир. В детских и подростковых компаниях «присвоенный ребенок» часто служит марионеткой, его эксплуатируют, делают исполнителем самой грязной работы.

Жизненная задача «присвоенного ребенка» заключается в том, чтобы открыть и развить себя. Выразить личность ребенка можно, помогая ему в открытии врожденных умений, склонностей и талантов, которые в будущем могут преобразоваться в увлечения, интересы и предпочтения.

При гиперопеке ребенок морально подавляется. Он приучается к мысли, что он неспособен в принципе принять правильного решения даже в самой простой ситуации.

В результате, вырастают инфантильные, неуверенные в себе неудачники. И если мама надеется, что такой ребенок будет поддерживать её в старости, то она ошибается. Как только она состарится и ослабнет, то такой ребенок, почувствовав впервые в жизни свое превосходство, скорее всего отыграется на ней за все свои жизненные неудачи.

Еще одним возможным сценарием является уход ребенка из семьи. Как только появляется возможность выйти из под опёки, ребенок сразу ею воспользуется. Способы такого ухода разнообразны. Это может быть и скороспелый брак, и побег из дома, и сознательное поступление в ВУЗ в другом городе, и просто перезд в другой город. В этом случае практически всегда ребенок старается полностью прервать общение с родителями. И, опять таки, ни о какой поддержке в старости родители этого ребенка могут даже не мечтать.

В любом случае, детям, выросшим под гиперопекой, очень сложно строить свою жизнь, им трудно создать семью, сделать карьеру. Таким деткам всю жизнь приходиться жить и бороться с комплексом неполноценности и собственной никчемности, вбитой в их подсознание "любящими" мамашами.

Что делать?

Что делать при гиперопеке ребенка родителями зависит от степени запущенности гиперопеки. В тяжелой форме гиперопеки требуется профессиональная помощь психолога, причем как родителям, так и ребенку.

В легкой форме родители могут исправить ситуацию сами и начать контролировать не ребенка, а свое отношение к нему, например:

  • Избегайте выражения "мамочка всегда знает, что для тебя лучше".
  • Начните предлагать ребенку выбор. Пусть сам учится принимать решения. Например, "я купила бананы и яблоки. Что ты хочешь съесть?". Если ребенок не привык выбирать самостоятельно, и затрудняется с ответом, просто положите перед ним и банан, и яблоко. Пусть кушает, что хочет.
  • Уважайте желание ребенка. Если ребенок говорит, что не любит лук в котлетах, то не надо настаивать, что он ничего не понимает, и лук там вообще не чувствуется. Просто сделайте пару котлет без лука.
  • Дайте ребенку свободу. Так, пусть сам выбирает друзей и делает домашнее задание. Если будут проблемы, он сам вас попросит о помощи и о совете. Но даже тогда избегайте указаний и приказов, просто дайте ему совет в уважительной форме.

Сначала ребенку будет сложно - ведь он не привык сам что-либо решать. Но очень скоро он научится и вы удивитесь, каким разумным и самостоятельным может быть ваш ребенок.

И помните.

Контролировать детей надо. Но контроль должен быть мягким и ненавязчивым. Вы должны советовать и объяснять. А не приказывать и требовать.

Задача родителей состоит:

  • в поощрении свободной экспрессии ребенка, особенно тех чувств, которые заторможены или подвергнуты сомнению;
  • в развитии у ребенка чувства гордости за себя, за проявление самостоятельности и стремление быть собой;
  • в уменьшении чувства вины по поводу любой попытки самоидентификации и независимости;
  • в ослаблении боязни травмировать кого-то или добиться успеха за счет кого-то другого, а также в уменьшении чувства долга по отношению к другим;
  • в устранении болезненных чувств, являющихся результатами неоправдания надежд семьи и навязанными ею ролями;
  • в развитии у ребенка умения выявлять собственные предпочтения, а также сохранять свою собственную таким образом приобретенную позицию;
  • в предоставлении ребенку достаточного общения со сверстниками;
  • в поощрении инициативы у ребенка;
  • в предоставлении самому принимать решения (что выбрать, куда пойти и т.д.).

В любом случае, важно уважать мнение ребенка и доверять ему. Только в таком случае вы сможете рассчитывать на взаимное доверие с его стороны и на открытые, честные отношения.

Материал подготовила педагог-психолог гимназии № 1

Довжук Наталья Николаевна, кааб. 317


Возврат к списку


© 2024 Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение Гимназия №1 города Тюмени
Создание и сопровождение сайтов в Тюмени
интернет-агентство «Промедиа».